Трамп — прилежный христианин с правым уклоном

Важную роль в политике Трампа играет религия. Но речь идет не столько о религиозной принадлежности Трампа и его сторонников (в их религиозном консерватизме можно не сомневаться), сколько о религиозном движении в политике США, которое в последнее время набирает обороты. У этого движения есть свое имя: правые христиане.

Впервые о них заговорили в начале двухтысячных, во время правления республиканца Буша-младшего. Так, в 2005 году вышла книга немецкого политолога Йозефа Брамля «Америка, Бог и мир. Внешняя политика Джорджа Буша на основе правого христианства», где он обрисовал основные контуры нового политического движения. Немецкая пресса не оставила книгу без внимания. Например, Deutschlandfunk опубликовал обзорную статью по книге Йозефа Брамля. (1)

В 2007 году в статье «Христианские правые в США» более подробный анализ движения сделал другой немецкий политолог, Манфред Брокер. В частности, он отметил, что в последнее правые христиане добились большого влияния на республиканскую партию, глубоко внедрившись в ее ряды. Они также сыграли важную роль в избрании Буша младшего президентом, хотя и не достигли желаемого: Буш не проявил достаточного упорства в реализации их программы. (2)

Легко представить, что весь этот политический груз лег на плечи другого республиканца — Дональда Трампа. Доказательством тому может служить еще одно замечание Манфреда Брокера в адрес правых христиан: «Если оглянуться на их 30-летнее существование, то можно сказать, что христианские правые прошли через успешный процесс обучения и адаптации, который укрепил их организационную структуру и расширил палитру стратегий. Сегодня они гораздо успешнее, чем в первые годы, удерживают своих членов в долгосрочной перспективе, находят стабильные источники финансирования и заявляют о себе в политическом процессе как о серьезных игроках».

В обзорной статье по книге Йозефа Брамля в Deutschlandfunk указывается на особую набожность протестантской Америки, чем был поражен еще Алексис де Токвиль во время своего путешествия по Америке. По мнению французского аристократа, Соединенные Штаты — это то место в мире, «где христианская религия сохраняет самую реальную власть над душами людей».

Тем не менее движение «Правых христиан», опирающегося в основном на евангелистов, появилось в Америке не так давно. В 1980-х годах, после «консервативной революции» Рональда Рейгана, дистанция между религией и политикой даже уменьшилась. С середины 1960-х годов доля населения, придерживающегося светской ориентации, удвоилась, правда, потенциал евангельских христиан тоже увеличился. В целом протестанты — это крупнейшая религиозная община в США, составляющая более половины всего населения. А внутри этой общины консервативные евангелисты — самая сильная группа. Легко представить, какую роль в политике могут играть «истинные верующие», выступая в защиту традиционных «американских ценностей».

Согласно Брокеру, движение «Правые христиане» возникло в 1970-х годах как протестное движение. Он пишет: «До 1970-х годов американский евангелизм был в значительной степени аполитичен. Только потом произошла (частично) их политическая мобилизация — в ответ на протестную активность леволиберальных общественных движений, включая студенческие движения, движение за мир, женское и гомосексуальное движения, в ответ на появление «контркультуры» под влиянием студентов с их неприятием протестантской этики и буржуазной сексуальной морали, а также, и это прежде всего, в ответ на различные постановления Верховного суда, включая запрет утренних молитв и чтение Библии в государственных школах, легализацию абортов».

Лишь в самом начале это движение склонялось с фундаментализму и радикализму, предвещая ему его быстрый конец. Но прогнозы не оправдались. Брокер пишет: «На самом деле, христианские правые смогли окончательно утвердиться в качестве политической силы в США. После агрессивного начала они пережили процесс трансформации, которая отличалась организационными реформами, а также программной и стратегической умеренностью».

Если в 1980-е годы правые христиане боролись за моральное обновление общества, объявляя кампанию против либерализма, гуманизма, феминизма и секуляризма, то с 1990-х годов в их программах стали преобладать более конкретные политические требования. Брокер пишет: «Внутриполитическая цель правых христиан — восстановить христианско-протестантскую «доминирующую культуру» США путем запрета однополых браков, интернет-порнографии и (интернет-) азартных игр, запрета абортов, эвтаназии, исследований стволовых клеток и клонирования, путем восстановления школьных молитв, включения библейской истории творения (вместо дарвиновской теории эволюции) в уроки биологии, путем государственного финансирования религиозных (евангельских) государственных школ и т. д., остановив или даже обратив вспять процесс социокультурной модернизации и либерализации, ускорившегося с 1960-х годах. Они считают Америку избранной нацией, чьи христианские основы должны быть сохранены, чтобы не потерять Божью защиту и милость».

Кроме того, подчеркивает Брокер, правые христиане считают, что гомосексуалистам больше нельзя служить в армии и заключать однополые браки, что половое воспитание должно быть отменено или заменено специальной программой, «которая учит сексуальному воздержанию до брака как моральный образец». Довольно типичным для правых христиан является неприятие международных организаций, таких как ООН или ЮНЕСКО, которые, по их мнению, угрожают суверенитету США и проводят «светско-либеральную», «антихристианскую» политику.

Государство Израиль пользуется среди них особой поддержкой. Брокер пишет: «Требование произраильской политики со стороны правительства США оправдано эсхатологически. Согласно этому принципу, основание государства Израиль рассматривается как знак скорого возвращения Христа, которое не может состояться без существования еврейского государства в его библейских границах. В этом отношении они выступают, в частности, против возвращения оккупированных земель и создания собственного палестинского государства». И т. д. Стоит отметить, что многие программные пункты правых христиан находят свое отражение в политике Трампа.

Новое политическое движение — это образец того, как в рамках представительной демократии можно добиться своих целей, не прибегая к революционным методам борьбы. Блокада клиник, где делают обороты, массовые демонстрации перед зданием Конгресса или Верховного федерального суда ушли в прошлое. Правые христиане с успехом адаптировали современные методы политической борьбы, действуя скорее как американские профсоюзы, чем как религиозные протестные движения в других частях света. Брокер перечисляет эти методы: «Их новый репертуар стратегий включает в себя инсайдерское лоббирование в Конгрессе, Белом доме и в судах (в последнем случае путем проведения пробных судебных процессов или представления собственных юридических заключений в важных разбирательствах), инициирование или поддержку референдумов на местном и национальном уровне (например, против однополых браков), влияние на «атмосферу мнений» с помощью рекламных кампаний в СМИ и публикации книг и брошюр. Более того, за последние 20 лет правые христиане использовали два главных пути политического влияния: «проникновение» в руководство Республиканской партии (G.O.P.) и мобилизация избирателей для поддержки консервативных кандидатов на местном, государственном и национальном уровнях».

Но, пожалуй, ключевой пункт в позиции правых христиан — это их изначальная склонность к политике изоляции. Брокер пишет: «Америка рассматривается как «образцовая нация», пример для подражания всему миру, а не как «государство-крестоносец». Однако 11 сентября 2001 года и начало войны в Ираке изменили их отношение — параллельно с общей тенденцией среди населения — и привели к союзу с неоконсерваторами, которые выступают за унилатеральную политику вмешательства. Эта связь удивительна, поскольку эти две группы придерживаются совершенно разных мнений в идеологическом плане и в суждениях по другим политическим вопросам».

Таким образом, Америка вновь натолкнулась на дилемму между политикой изоляции и политикой интервенции, которую достаточно подробно описал Карл Шмитт в своей книге «Номос земли» (1950). В противостоянии этих двух векторов международной политики он видел диалектику исторического развития американского общества, считая, что со временем дилемма между изоляцией и интервенцией будет только возрастать. Но это тема для отдельного разговора.

1. https://www.deutschlandfunk.de/josef-braml-amerika-gott-und-die-welt-george-w-bushs-100.html

2. https://www.bpb.de/shop/zeitschriften/apuz/30677/die-christliche-rechte-in-den-usa/