Трамп — не только популизм, но и националист, поскольку интересы американского народа для него важнее всего. С лозунгом «Америка превыше всего» он и пришел в большую политику. Тем самым он поставил под сомнение тот мировой порядок, который США, оставшись после развала Советского Союза в качестве единственной супердержавы, принялась устанавливать с особым рвением. Растерянность правящих элит в европейских странах, не знающих, чего еще ожидать от американского президента, должна лишний раз доказывать высочайшую степень опасности для западного мира такого поворота в американской политике.
Еще в марте 2017 года, в самом начале правления Трампа, журнал Rotary посвятил этой теме отдельный номер с заголовком «Прощание с глобальной политикой». Общий характер экспертного анализа журнала довольно ясен: ничего хорошего от администрации Трампа ждать не приходится.
Один из самых известных экспертов по современной истории Германии и Европы, Ян Кершоу, напрямую связывает поворот в международной политике с победой Трампа на выборах в 2016 году. В своей статье в журнале Rotary под заголовком «Новый век неопределенности» он пишет: «Начало президентства Дональда Трампа наглядно продемонстрировало, что в мире происходят эпохальные перемены. Со времен Второй мировой войны приверженность США Европе — ее институтам, экономике и не в последнюю очередь безопасности — стала важнейшей основой европейской стабильности. Президент Трамп ставит все это под сомнение, называя НАТО «устаревшим», выступая за политику изоляционизма и протекционизма под лозунгом «Америка прежде всего» и обхаживая путинскую Россию, публично заявляя, что закат Европейского союза его бы вполне устроил». (1)
Победный марш партии Ле Пен, Brexit, путинская аннексия Крыма, кризис беженцев как следствие ужасной войны в Сирии, террористические акты во Франции, Бельгии и Германии, растущая поддержка населения националистических и ксенофобских партий — все это свидетельствует о вступлении в новую эпоху неопределенности, которая сто лет назад уже приводила Европу к краху. Сегодня, считает Кершоу, национализм и расизм вновь угрожает Европе. «Неудивительно, что общее настроение в Европе глубоко пессимистично», отмечает он.
Несомненно, президентство Трампа — это решающий признак переломного момента в международной политике. В данном случае речь идет о повсеместном росте национализма, что и манифестирует собой победа Трампа на выборах. Этот процесс, по мнению Кершоу, имеет глубокие корни. Он пишет: «Рост национализма во многом является результатом сочетания двух факторов. Первая — это широко распространенное недовольство и гнев проигравших от глобализации. … Вторая — потеря чувства идентичности в результате массовой миграции (что также являющейся частью глобализации) в сочетании со страхами и отсутствием безопасности, вызванными международным терроризмом. При этом международные институты далеки от повседневных забот».
Так возникает дилемма, которую Кершоу описывает следующим образом: «Демагогам легко использовать гнев населения (во многом обоснованный) и предлагать, казалось бы, простые и привлекательные националистические решения. … В то же время необходимо признать, что глобализация не дает миллионам людей никакой надежды на лучшее». Из этого следует вывод: «Во времена экономических трудностей многие люди неизбежно ищут козлов отпущения. Сравнительно легко им обвинить иностранных рабочих, беженцев или Брюссель».
Ничего нового в этой аргументации нет, но она лишний раз должна доказать старый нарратив демократов: демагогия националистов — это не решение проблем. Кершоу рассматривает национализм исключительно в негативном свете, где-то даже путая его с нацизмом, делая знак равенства между современной эпохой неопределенности и межвоенным периодом первой половины 20-го века, когда к власти пришли фашисты и национал-социалисты. Его отношение к надвигающемуся на весь мир национализму более чем однозначно. Он пишет: «Национализм не способен предложить реальные решения проблем, которые так очевидны в современном мире. Международный терроризм требует ответа, основанного на международном сотрудничестве. Процветание во многом основано на свободной торговле. Мир во всем мире зависит от соблюдения международного права. Наиболее вероятным результатом протекционизма Трампа станет торговая война не только с Европой, но и с Китаем, которую американцы, скорее всего, не выиграют, но нанесут огромный ущерб мировой экономике. Если, конечно, его не убедят в столь негативных последствиях для США. Как это повлияет на глобальную геополитическую ситуацию, предсказать невозможно. Но вряд ли последствия будут положительными».
Тем не менее сам Кершоу не предлагает каких-то эффективных методов преодоления национализма Трампа. Он лишь надеется на исцеляющие действие времени, на давно назревшие структурные реформы Европейского союза, на правовое и конституционное давление в США на нового президента и на то, что угроза торговой войны с Китаем сможет убедить его отказаться от некоторых потенциально вредных шагов. Исход поединка между старой и новой Америкой он не решается предсказать. Он признается: «Легче осознать проблемы новой эпохи, чем найти для них решения. Никто не может предсказать, что произойдет в ближайшем будущем».
Все же сближении двух ведущих атомных держав, США и России, возглавляемых двумя яркими сторонниками национализма, Трампом и Путиным, он все же увидел положительное веяние времени. Он пишет: «Новое сближение между США и Россией может — вопреки ожиданиям — снизить, а не усилить международную напряженность, благоприятно отразиться на сирийском конфликте и тем самым уменьшить число беженцев». То же самое хотелось бы сказать и об Украине. В первое правление Трампа эскалацию конфликта на Украине удалось избежать. Не случайно сегодня Трамп заявляет о том, что при нем не было бы и войны на Украине. Поэтому надежда Кершоу на возможность мирного улаживания мировых конфликтов при участии США и России остается в силе: совместные усилия двух атомных мировых держав могут внести реальный вклад в установление мира не только на Украине, но и в целом на земле, как, впрочем, это им во многом удавалось делать даже в условиях Холодной войны.
Так что национализм Трампа — в хорошем смысле этого слова — может оказаться более эффективным в решении назревших мировых проблем, чем взятая на себя миссия Америки сделать весь мир счастливым по образцу западно-либеральной демократии.
1. https://rotary.de/gesellschaft/ein-neues-zeitalter-der-unsicherheit-a-10369.html