Технический прогресс лежит в основе глобальных изменений в истории

Планетарный перелом в XVI веке не был случайным. Особым достижением мореплавания, по мнению Шмитта, стало совершенствование компаса в его современном виде. Только теперь самые отдаленные участки всех океанов вступили в соприкосновение друг с другом, раскрывая земную окружность. Но решающую роль сыграли новые морские технологии и новые типы парусных судов, которые преодолели руль и обеспечили судоходство и навигацию в соответствии с размерами вновь открытых мировых океанов. В Северной Голландии около 1595 года появился новый тип корабля — судно с квадратными парусами, которое шло не просто за ветром, как старый парус, а боком к ветру и умело использовать ветер совсем не так, как обычный парус. Это техническое достижение сделало голландцев «извозчиками» всех европейских стран. Даже мировая держава Испания была вынуждена нанимать голландские корабли для поддержания своих заморских перевозок. Как подчеркивает Шмитт: «Это стало настоящим поворотным пунктом в истории взаимоотношений между сушей и морем». (1)

Бенуа также подчеркивает: «Именно открытие Нового Света изменило все. В античности и Средние века флоты могли контролировать только прибрежные районы. Но к концу XV века с появлением океанских парусников стали возможны дальние океанские экспедиции в Атлантику, что расширило окцидентальное сознание европейцев до глобального и позволило им воспринимать мир как безграничное пространство». (2)

Шмитт рассказывает своей дочери Аниме не только о захватывающих технических открытиях, коренным образом изменивших жизнь европейцев, но и о не менее захватывающем открытии космоса, глубоко изменившем самосознание людей. По мнению Шмитта, идея о том, что Земля должна быть круглой, показалась бы средневековому человеку и даже Мартину Лютеру нелепой фантазией, которую не стоит воспринимать всерьез. Только в эпоху открытия Америки и первого кругосветного путешествия человек получил в свои руки настоящий земной шар в форме мяча.

Но даже не это было главным, наиболее глубоким пространственным изменением. Решающим фактором стала экспансия в космос и представление о бесконечном пустом пространстве. Коперник первым научно доказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Возможно, он изменил представление о нашей солнечной системе, но он по-прежнему утверждал, что Вселенная — это ограниченное пространство. Однако через несколько десятилетий эти границы рухнули: В философской системе Джордано Бруно Солнечная система, в которой Земля вращается вокруг Солнца как планета, является лишь одной из многих солнечных систем на бесконечном звездном небе. В результате научных экспериментов Галилея подобные философские рассуждения стали математически доказуемой истиной. Кеплер рассчитал орбиты планет, а теория Ньютона закрепила за всей просвещенной Европой новое представление о космосе: небесные тела, массы материи, движутся по законам гравитации в бесконечном пустом пространстве. Раньше люди боялись пустоты. Теперь они забывают о своем страхе и, наконец, не находят ничего нового в том, что они и их мир существуют в пустоте. (3)

Значение технического прогресса для новой пространственной революции и для нового Номоса Земли является для Шмитта само собой разумеющимся. Он пишет: «Промышленное развитие и новая техника не могли оставаться на уровне XIX века. Прогресс не заканчивался изобретением парохода и железной дороги. Мир менялся быстрее, чем это предрекали пророки машинной веры, и вступал в эпоху электротехники и электродинамики. Электротехника, авиация и радио вызвали такой переворот во всех представлениях о пространстве, что явно началась новая стадия первой планетарной пространственной революции, если даже не вторая, новая революция пространства». (4)

Таким образом, после суши и моря вступает в силу воздух — третье измерение, покоренное человеком и предвещающее новую пространственную революцию. Но есть и четвертый элемент человеческой деятельности — огонь, который, после освоения атомной энергии, возможно, сыграет решающую роль в становлении нового Номоса Земли. Такая мысль не должна пройти мимо усилий многих государств, после распада биполярного мира, по дальнейшему закреплению своего ядерного статус-кво. Открытие новых, беспрецедентных видов оружия, таких как гиперзвуковые ракеты, меняет не только современную войну, но даже понятие о пространстве, т.е. сами предпосылки нового Номоса Земли.

1. Schmitt, Carl: Land und Meer, S. 25, 36-37.

2. Benoist, Alain de: Carl Schmitts „Land und Meer“, S. 43-35.

3. Schmitt, Carl: Land und Meer, S. 64-66.

4. Ebenda, S. 103-104.